«Тан Юй чжи Дао» – один из текстов, обнаруженных в Китае в местечке Годянь в 1993 г. при раскопках гробницы сановника и датируемых серединой I тысячелетия до н.э. Сановник, по-видимому, занимал пост наставника сына правящего царя. Текст посвящен описанию тех принципов, которые с глубокой древности составляют основу управления Китаем, в том числе принципа передачи власти самому достойному. Тексты были обнаружены в ходе археологических раскопок гробницы сановника в местечке Годянь близ города Цзинмэнь в провинции Хубэй. В девяти километрах от этого места находятся руины города Ин, бывшего в 676–278 гг. до н.э. столицей древнего царства Чу. Анализ найденных в захоронении артефактов позволяет датировать его временем ранее завоевания столицы Чу войсками царства Цинь в 278 г. до н.э. Хубэй шэн Цзинмэнь боугуань 1997; Ло Юньхуань 1999. Более половины обнаруженных в Годянь текстов не были известны ранее. При этом известные произведения представлены в новых версиях. Ярким примером тому является открытие в Годянь 71 бамбуковой планки с неозаглавленными текстами – отдельными частями текста «Дао Дэ цзин». Эти фрагменты составляют примерно 1/3 от общеизвестного ортодоксального текста «Дао Дэ цзин» в так называемой версии Ван Би (226–249 н.э.). Текстологический анализ версии из Годянь и сравнение ее с каноническими версиями Ван Би и Хэшан-гуна показал отсутствие в версии Годянь отрывков, критикующих конфуцианство Henricks 2000. Текст был захоронен вместе с другими произведениями, по содержанию близкими к тем памятникам, которые впоследствии будут прославлены в конфуцианской традиции. Это может указывать на отсутствие в указанный период полемики между школами приверженцев Лао-цзы и Конфуция. Вероятно, не было в то время и самих школ в том виде, какими они стали позднее. Есть основания полагать, что в Годянь был захоронен наставник царевича, носившего имя Хэн, наследника престола царства Чу. Найденные здесь тексты, по-видимому, использовались в процессе обучения сына правителя. Текст повествует о легендарных правителях китайской древности, ставших символами справедливого и мудрого управления государством, а также человеческого совершенства. О Яо и Шуне рассуждали Конфуций, Мэн-цзы и многие другие древние мыслители. Повествованием о Яо и Шуне начинается первый слой древнейшего конфуцианского сборника исторических преданий «Шан шу» («Книга истории», также «Шу цзин», «Канон Писаний») Шан шу 2001, 1–5. О Яо и Шуне рассказывает в «Исторических записках» Сыма Цянь Сыма Цянь 2001, 2, 8–9, 15–17, 19, 24, 47–48. Один из центральных мотивов преданий о Яо и Шуне – рассказ о поиске наиболее добродетельного и мудрого кандидата и передаче прав наследования трона ему, а не сыну правителя. Яо передал власть известному своей добродетелью Шуню. Шунь, в свою очередь, также оставил трон не своему сыну, а добродетельному Юю, который спас Поднебесную от наводнения. Упоминается в тексте «Путь правления Тан Яо и Юй Шуня» также и Юй, ставший предком первой в истории Китая легендарной династии Ся (анализ этимологии и семантики иероглифа «Ся» в контексте связанных с ним преданий см.: Мартыненко 2009). Упоминается в этом тексте и легендарный Цзи, первопредок династии Чжоу, третьей в истории Китая (перевод и истолкование преданий о Цзи см.: Мартыненко 2006, 205–209). Но подробное повествование ведется только о Яо и Шуне. В мотиве добровольной передачи власти самым достойным также может отражаться и древнейшая стадия развития государства – родоплеменная система управления советов старейшин с выборной формой правления. На все последующие времена образы Яо и Шуня стали олицетворять золотой век в истории развития китайской культуры и государственности. Данный текст из Годянь демонстрирует, что наставления о Яо и Шуне циркулировали среди чиновников периода Воюющих царств (476–221 до н.э.) и использовались при обучении царских наследников в качестве образцов высшей мудрости управления. В дальнейшем этот идеал, изложенный в истории о Яо и Шуне в первых главах текста «Шу цзин», в течение тысячелетий из поколения в поколение изучался всеми претендентами на прохождение императорских экзаменов, открывавших дорогу к занятию мест императорских чиновников. Этот идеал власти достойных, меритократии, не потерял значения и в современном Китае. Дэн Сяопин, развернувший Китай после смерти Мао Цзэдуна на путь реформ, ушел в формальную отставку, продолжая оставаться самым влиятельным политиком в стране. Остановив свой выбор на Цзян Цзэмине, он показал пример принципа сменяемости лидеров партии и государства. Затем «третье поколение» руководителей Китая во главе с Цзян Цзэминем передало власть следующему, «четвертому поколению» руководителей во главе с Ху Цзиньтао. В 2012 г. произошла очередная передача власти следующему поколению руководителей во главе с Си Цзиньпином. В этом можно усмотреть реализацию древнейшего для Китая принципа добровольного отказа от власти и передачи ее наиболее достойному. Источник: журнал "Вопросы философии". 2017. № 11. Автор: доктор исторических наук Николай Петрович Мартыненко.

Теги других блогов: история Китай управление